Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24.08.2009 N 73 "Об утверждении Положения о требованиях к диагностическим станциям" Текст документа по состоянию на ноябрь 2011 года На основании статьи 12 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года "О дорожном движении" и подпункта 5.9 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемое Положение о требованиях к диагностическим станциям. 2. Признать утратившим силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. N 17 "О требованиях к диагностическим станциям и порядке выдачи разрешений на проведение ими государственного технического осмотра транспортных средств" . Министр И.И.ЩЕРБО СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Председатель Государственного Временно исполняющий обязанности комитета по стандартизации по должности начальника Республики Беларусь управления Государственной В.Н.Корешков автомобильной инспекции 21.08.2009 Министерства внутренних дел Республики Беларусь В.В.Бульбенков 20.08.2009 УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 24.08.2009 N 73 ПОЛОЖЕНИЕ О ТРЕБОВАНИЯХ К ДИАГНОСТИЧЕСКИМ СТАНЦИЯМ Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Положение о требованиях к диагностическим станциям (далее - Положение) определяет организационно-технические и технологические требования к производственно-технической базе диагностической станции (далее - ДС), а также требования к технологии государственного технического осмотра транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) (далее - ТС). 2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и их определения: государственный технический осмотр (далее - гостехосмотр) - совокупность организационно-технических мер, направленных на недопущение к участию в дорожном движении ТС, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов (далее - НПА), в том числе технических нормативных правовых актов (далее - ТНПА); диагностическая станция - комплекс инженерных сооружений и технологического оборудования для осуществления в установленном порядке гостехосмотра и контрольно-диагностических работ на ТС; контрольно-диагностические работы - проверка (диагностирование) технического состояния, оборудования, конструкции, внешнего вида и комплектации ТС на соответствие требованиям НПА, в том числе ТНПА; средства технического диагностирования (далее - СТД) - средства измерений и иное диагностическое оборудование, включая компьютерные и аппаратные средства. 3. Гостехосмотр проводится независимо от места государственной регистрации ТС на ДС, имеющих разрешение на проведение гостехосмотра ТС, выдаваемое Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее - Минтранс). Глава 2 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ И ТЕРРИТОРИИ ДС 4. ДС должна иметь, как правило, постоянное место дислокации. Для проведения гостехосмотра на территории административно-территориальных единиц Республики Беларусь, не имеющих ДС с постоянным местом дислокации, могут быть организованы мобильные ДС, временно размещаемые в приспособленных помещениях или в исключительных случаях на специальных площадках открытого типа. 5. Соответствие производства на ДС нормам охраны окружающей среды подтверждается заключением уполномоченного государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды. 6. Территория ДС должна находиться в собственности юридического лица, имеющего разрешение на проведение гостехосмотра ТС, или использоваться им на других законных основаниях. 7. Территория ДС, а также выезды и въезды на нее должны соответствовать требованиям Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. N 180/128 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., N 66, 8/20269). 8. Размеры территории ДС должны предусматривать возможность размещения следующих обязательных элементов: помещений ДС (для мобильных ДС - площадки открытого типа для размещения диагностического оборудования); площадок для ТС, ожидающих и прошедших гостехосмотр; подъездных путей и проходов к помещениям и площадкам; измерительного участка и наклонной площадки (эстакады) для контроля тормозных систем ТС в дорожных условиях. 9. Для организации движения и размещения ТС территория ДС должна быть оборудована: искусственным освещением в темное время суток подъездных путей, площадок и измерительного участка; ровным и твердым покрытием (как правило, асфальтобетонное или цементобетонное) подъездных путей и площадок; дорожными знаками, информационными табличками и дорожной разметкой в соответствии с требованиями, установленными Правилами дорожного движения, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961). Минимальная ширина проезда принимается для ТС категорий M , M , N , 1 2 1 O и O - не менее 3 м, для ТС остальных категорий - не менее 4,5 м. 1 2 10. Перед въездом на территорию ДС или площадки, на которой размещается СТД мобильной ДС, должна быть размещена информация с указанием режима работы ДС, схемы движения ТС при прохождении гостехосмотра, а также иная информация, необходимая для заказчиков. 11. При определении размеров площадок для размещения ТС, ожидающих и прошедших гостехосмотр, должны учитываться габаритные размеры проверяемых ТС и возможность нахождения одновременно на площадке количества ТС, равного часовой производительности ДС. 12. Ширина площадки перед въездом в производственное помещение ДС, как правило, принимается равной ширине производственного помещения со стороны въездных ворот, а длина: не менее 10 м - для ТС категорий M , M , N и O , 1 2 1 1 не менее 20 м - для ТС категорий M , N , N и O , не менее 30 м - для ТС 3 2 3 2 категорий O и O . 3 4 13. Измерительный участок и наклонная площадка (эстакада) должны быть выполнены с учетом требований ТНПА к методам проведения проверки тормозных систем. Ширина площадки (эстакады) должна составлять для ТС категории L - не менее 1,5 м, для ТС категорий M , M , N - не менее 2,5 м, для ТС 1 2 1 остальных категорий - не менее 3 м. Длина площадки (эстакады) должна составлять для ТС категории L - не менее 3 м, для ТС категорий M , M , N - 1 2 1 не менее 6 м, для ТС остальных категорий - не менее 10 м. Размеры измерительного участка для контроля тормозных систем ТС дорожным методом приведены согласно приложению 1. 14. Площадки открытого типа для размещения диагностического оборудования мобильной ДС должны быть оборудованы осмотровой канавой и навесом для защиты оборудования и персонала этой ДС от атмосферных осадков. Глава 3 ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДС 15. В состав ДС должны входить: производственное помещение (помещения); помещение для приема и обслуживания заказчиков; помещение для оформления разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении. На мобильных ДС допускается наличие отдельных технологических постов, размещенных в разных помещениях в пределах территории одной организации. 16. Помещения, входящие в состав ДС, должны находиться в собственности юридического лица, имеющего разрешение на проведение гостехосмотра, или использоваться им на других законных основаниях. 17. Архитектурно-строительное решение и конструкции зданий, в которых размещены помещения ДС, их противопожарная и электробезопасность, а также параметры освещенности, микроклимата, шума и вибрации на рабочих местах должны соответствовать требованиям Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте. Соответствие производственного помещения ДС санитарно-гигиеническим нормам подтверждается заключением территориального центра гигиены и эпидемиологии. Соответствие помещений установленным противопожарным требованиям подтверждается заключением территориального органа пожарного надзора. 18. Планировочное решение производственного помещения ДС выбирается с учетом: габаритных размеров ТС, подлежащих проверке; используемых СТД; технологического процесса проведения гостехосмотра и порядка оформления его результатов. 19. Размеры производственного помещения ДС определяются согласно приложению 2 исходя из количества технологических постов диагностических линий и габаритных размеров проверяемых ТС. Размеры въездных (выездных) ворот в производственном помещении ДС должны быть не менее: для линий по проверке ТС категорий M , N : ширина - 2,4 м, высота - 1 1 2,4 м; для линий по проверке ТС категории М : ширина - 3,0 м, высота - 3,0 м; 2 для линий по проверке ТС категории N : ширина - 3,0 м, высота - 3,6 м; 2 для линий по проверке ТС категорий M , N : ширина - 3,6 м, высота - 3 3 4,2 м. 20. Производственное помещение ДС и СТД, предназначенные для проведения гостехосмотра, в том числе источники энергии и условия окружающей среды, должны способствовать проведению контрольно-диагностических работ. Для обеспечения достоверности результатов измерений на ДС должны быть обеспечены условия окружающей среды, указанные в эксплуатационных документах, применяемых при гостехосмотре СТД. 21. Производственное помещение ДС должно быть полностью изолировано от прочих производственных помещений. 22. Въезд в производственное помещение ДС обозначается вывеской и освещается в темное время суток. Въезд в производственное помещение, как правило, оборудуется средствами световой (например, светофорной) сигнализации, управляемой из производственного помещения. 23. Помещение ДС оборудуется в доступном для заказчиков месте информационными стендами или другими приспособлениями с информацией о порядке проведения гостехосмотра и выдачи разрешения на допуск ТС к участию в дорожном движении, а также сведениями о ДС, месте нахождения книги замечаний и предложений, лице, ответственном за ее ведение (хранение). 24. На технологических постах производственного помещения ДС размещается перечень выполняемых на них контрольно-диагностических работ с указанием нормативных значений проверяемых параметров. 25. Помещение для приема и обслуживания заказчиков и помещение для оформления разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении должны находиться в непосредственной близости от производственного помещения ДС. При необходимости входы в указанные помещения обозначаются соответствующими табличками. Безопасность нахождения заказчиков и обслуживающего персонала в производственном помещении ДС обеспечивается устройством ограждений мест их нахождения и передвижения. 26. Помещение для приема и обслуживания заказчиков и помещение для оформления разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении оборудуются общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией, освещением, отоплением и средствами пожаротушения. 27. Размеры помещения для приема и обслуживания заказчиков должны предусматривать размещение рабочего места для оформления документов персоналом ДС, рабочего места кассира, а также места ожидания для заказчиков. 28. Размеры помещения для оформления разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении должны предусматривать возможность размещения оборудованного оргтехникой рабочего места работника УП "Белтехосмотр" и, как правило, места ожидания для заказчиков. 29. Рабочие места персонала ДС и работника республиканского унитарного сервисного предприятия "Белтехосмотр" (далее - УП "Белтехосмотр") должны быть отделены от места нахождения заказчиков. Допускается установка прозрачной сплошной перегородки с окошками для приема (выдачи) документов и расчетов с заказчиками. 30. Рабочее место работника УП "Белтехосмотр" на ДС оборудуется телефонной связью с возможностью подключения к глобальной компьютерной сети Интернет. Глава 4 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОМЕЩЕНИЯ ДС 31. Гостехосмотр осуществляется, как правило, на поточных диагностических линиях. 32. Диагностические линии могут быть предназначены для проверки только определенных категорий ТС либо универсальные, позволяющие проводить проверку ТС всех категорий. 33. Диагностическое оборудование должно устанавливаться с учетом соблюдения норм технологического проектирования производственных предприятий и требований Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте. 34. Посты, на которых выполняются проверки ТС при работающем двигателе (проверка токсичности и дымности отработавших газов, показателей эффективности торможения и другое), оборудуются местной системой удаления отработавших газов от выхлопной трубы (труб) ТС. 35. Проведение гостехосмотра на диагностических линиях должно проводиться, как правило, с использованием осмотровых канав. При этом: число осмотровых канав в производственном помещении должно соответствовать числу диагностических линий; длина осмотровой канавы должна определяться с учетом максимальной длины ТС, которые планируется проверять на данной поточной линии, и наличия запасного выхода из нее; осмотровые канавы должны быть снабжены ребордами для предотвращения попадания колес ТС в осмотровую канаву, а на въезде - рассекателями. 36. На поточных линиях для ТС категорий M , N , O и O при наличии 1 1 1 2 достаточной высоты помещения допускается использование как осмотровых канав, так и подъемников напольного типа. Подъемники должны обеспечивать установку ТС на его опорную поверхность всеми колесами. Глава 5 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ И СРЕДСТВАМ ИЗМЕРЕНИЙ 37. Гостехосмотр проводится с использованием СТД. Перечень и требования к СТД устанавливаются ТНПА Минтранса по согласованию с Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь. 38. При проведении гостехосмотра должны применяться СТД, внесенные в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь или прошедшие метрологическую аттестацию (для единичных экземпляров), имеющие действующее поверительное клеймо (свидетельство о поверке) и годные к применению. 39. Техническое обслуживание СТД должно проводиться по графикам, разработанным на ДС в соответствии с эксплуатационными документами и утвержденным руководителем организации. Отметка о проведенных технических обслуживаниях и ремонте диагностического оборудования выполняется в отдельном журнале, ответственность за ведение которого возлагается на начальника ДС. Глава 6 ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСТЕХОСМОТРА 40. Режим проведения гостехосмотра на ДС должен соответствовать режиму работы инженера УП "Белтехосмотр" по выдаче разрешений на допуск ТС к участию в дорожном движении. 41. Технологический процесс гостехосмотра включает в себя определенную для каждой ДС последовательность контрольно-диагностических работ по проверке соответствия технического состояния ТС, их составных частей и дополнительного оборудования требованиям НПА, в том числе ТНПА. 42. Технологический процесс проведения гостехосмотра разрабатывается с учетом планировочного решения ДС, категорий проверяемых ТС, трудоемкости выполнения работ, применяемых СТД, оборудования и инструмента. 43. Технологический процесс проведения гостехосмотра должен предусматривать выполнение контрольных операций без разборки узлов ТС. 44. Проверка тормозной системы мотоциклов и в исключительных случаях других ТС в дорожных условиях проводится в теплое время года и при соответствующих погодных условиях. 45. При выполнении работ по гостехосмотру и контрольно-диагностических работ на ТС предусматривается обязательное соблюдение требований техники безопасности и НПА в области охраны труда. 46. Перед выполнением работ по проведению гостехосмотра персоналом ДС проводится проверка наличия и исправности применяемых средств измерений, оборудования и инструмента на каждом посту. Запрещается использование неисправного и (или) не прошедшего в установленный срок поверку диагностического оборудования. 47. В качестве завершающей операции технологического процесса гостехосмотра предусматривается оформление и выдача документов по результатам проверки ТС. 48. Заполнение диагностической карты ТС, а также документирование результатов гостехосмотра должно проводиться с использованием компьютерного оборудования. 49. ДС должны быть укомплектованы актуализированными технологической инструкцией, описывающей технологический процесс проведения гостехосмотра, НПА, в том числе ТНПА, автомобильными справочниками и другой необходимой справочной информацией. 50. Технологическая инструкция, описывающая технологический процесс проведения гостехосмотра, разрабатывается УП "Белтехосмотр" по договору. Глава 7 ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ ДС 51. Проведение контрольно-диагностических работ на ДС должно осуществляться инженерами по техническому осмотру ТС (далее - инженеры-диагносты). 52. Инженер-диагност, проводящий гостехосмотр, должен иметь, как правило, высшее техническое образование по автотранспортным или смежным специальностям, водительское удостоверение на право управления механическим ТС соответствующей категории, а также документ, подтверждающий прохождение подготовки и (или) переподготовки в установленном законодательством порядке. 53. Должностные обязанности инженера-диагноста разрабатываются на ДС в соответствии с требованиями Квалификационного справочника "Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте", утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 5 ноября 2002 г. N 142. 54. Начальником ДС назначается инженер-диагност, квалификация которого соответствует I или II квалификационной категории по Квалификационному справочнику "Должности служащих, занятых на автомобильном транспорте". 55. Количество инженеров-диагностов, одновременно работающих на диагностической линии, не должно быть менее двух. 56. В своей работе персонал ДС должен соблюдать требования правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности, а также требования санитарно-гигиенических норм и правил, предъявляемых к производственным помещениям предприятий автомобильного транспорта. Глава 8 ФОРМИРОВАНИЕ, ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ ГОСТЕХОСМОТРА 57. На ДС применяется программно-аппаратный комплекс, предназначенный для формирования, хранения и передачи информации о результатах гостехосмотра (далее - ПАК). ПАК должен включать средства измерения, компьютерное оборудование, оборудование фотофиксации ТС и их регистрационных знаков, а также программное обеспечение (далее - ПО), обеспечивающее их совместную работу. Требования к формированию, хранению и передаче информации о результатах проведения гостехосмотра определяются Минтрансом. 58. При проведении гостехосмотра используется ПО, определенное УП "Белтехосмотр". 59. Технические характеристики компьютерного оборудования, используемого для работы на линии диагностики, должны соответствовать параметрам, указанным производителем СТД. При отсутствии таких требований указанные характеристики компьютерного оборудования должны соответствовать требованиям, определенным УП "Белтехосмотр" по согласованию с Минтрансом. 60. По результатам проведения гостехосмотра на ДС формируется база данных, содержащая информацию о ТС, представленных на гостехосмотр, результаты измерений технического состояния ТС, полученные на диагностическом оборудовании, результаты фотофиксации ТС и их регистрационных знаков. 61. На ДС организуется ежедневное (с нарастающим итогом) резервное копирование базы данных о результатах проведения гостехосмотра. Ответственность за сохранность и достоверность данных возлагается на начальника ДС. 62. На ДС организуется архивное хранение копий базы данных с информацией о результатах проведения гостехосмотра, созданных (с нарастающим итогом) на последний день каждого месяца и по завершении календарного года. Копии базы данных хранятся в течение трех лет. 63. Информация о результатах проведения гостехосмотра ТС представляется ДС в УП "Белтехосмотр". Требования к оформлению и периодичности представления информации о результатах проведения гостехосмотра определяются Минтрансом. Приложение 1 к Положению о требованиях к диагностическим станциям РАЗМЕРЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТС ДОРОЖНЫМ МЕТОДОМ ------------------+-------------------------------------------------------- ¦ ¦ Категории проверяемых ТС ¦ ¦ Параметр +----------+--------------+----------+------------------+ ¦ ¦L , L , L ¦M , M , N , O ¦M , N , N ¦M , N , N , O , O ¦ ¦ ¦ 3 4 5¦ 1 2 1 2¦ 3 2 3¦ 3 2 3 3 4¦ +-----------------+----------+--------------+----------+------------------+ ¦Ширина площадки, ¦ 2,0 ¦ 4,5 ¦ 5,5 ¦ 5,5 ¦ ¦не менее, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+----------+--------------+----------+------------------+ ¦Длина площадки, ¦ 40 ¦ 80 ¦ 100 ¦ 140 ¦ ¦не менее, м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------+----------+--------------+----------+------------------- Приложение 2 к Положению о требованиях к диагностическим станциям РАЗМЕРЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЛИНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСТЕХОСМОТРА ---------------------------------------------------+----------------------- ¦ Категории проверяемых ТС ¦ Минимальная длина ¦ ¦ ¦диагностической линии,¦ ¦ ¦ не менее, м ¦ +--------------------------------------------------+----------------------+ ¦L , L , L , M , M , N , O , O ¦ 12 ¦ ¦ 3 4 5 1 2 1 1 2 ¦ ¦ +--------------------------------------------------+----------------------+ ¦L , L , L , M , M , N , N , O , O ¦ 18 ¦ ¦ 3 4 5 1 2 1 2 1 2 ¦ ¦ +--------------------------------------------------+----------------------+ ¦L , L , L , M , M , M , N , N , N , O , O ¦ 24 ¦ ¦ 3 4 5 1 2 3 1 2 3 1 2 ¦ ¦ +--------------------------------------------------+----------------------+ ¦L , L , L , M , M , M , N , N , N , O , O , O ¦ 30 ¦ ¦ 3 4 5 1 2 3 1 2 3 1 2 3 ¦ ¦ +--------------------------------------------------+----------------------+ ¦L , L , L , M , M , M , N , N , N , O , O , O , O ¦ 36 ¦ ¦ 3 4 5 1 2 3 1 2 3 1 2 3 4¦ ¦ ---------------------------------------------------+-----------------------